Всплеск интереса к изучению иностранных языков, подобный тому, что мы наблюдаем сейчас, уже имел место в нашем государстве. Когда в 20-е годы прошлого столетия в России начинались великие стройки, сюда, как и сегодня, приезжали западные рабочие и специалисты. Стране, средний уровень образования населения в которой был всего четыре класса приходской школы, остро понадобились кадры, владеющие английским и немецким языками. В тот переломный момент истории и появились Центральные государственные курсы «ИН-ЯЗ», в этом году отмечающие свой 85-летний юбилей.

Инициатором создания Государственных курсов иностранных языков была ответственный работник наркомата просвещения Вера Рудольфовна Менжинская. Она и стала первым директором организованного ею образовательного учреждения. Тогда в 1929 году перед маленьким, но сплоченным коллективом преподавателей стояли поистине грандиозные задачи. Ведь это было первое и единственное учебное заведение, где преподавание иностранных языков велось заочно, да еще и в масштабах всей страны. В нашем государстве не было, да и не могло быть подобного опыта, никакой методики, ни учебников, ни готовых образцов. Каждый из преподавателей, кто работал на курсах, был своего рода первооткрывателем. Срочно создавались так называемые россыпные учебники в виде отдельных брошюр, в больших городах открывались консультационные пункты, организовывались специальные радиопередачи. Был выпущен ряд учебных пособий применительно к наиболее востребованным в народном хозяйстве специальностям: горное дело, механика, химия, строительство, машиностроение, полеводство, животноводство.

Центральные курсы «ИН-ЯЗ» быстро приобретали все большую популярность в стране, постоянно расширялась география проживания учащихся. Вместе с тем пополнялся и педагогический состав, совершенствовались приемы и методы обучения заочных слушателей.

Даже в трагические военные годы государственные центральные курсы «ИН-ЯЗ» не прекращали своей деятельности. В неотапливаемом помещении сотрудники отвечали на письма, которые поступали как с фронта, так и с тыла, поддерживали своих учеников, помогая им профессионально и чисто по-человечески. Для многих тогда курсы оставались единственным местом, связывающим их с мирной жизнью. А с ее возвращением для учебного заведения начался новый виток развития.

Восстанавливалось разрушенное войной хозяйство, остро не хватало учителей. И курсы восполнили этот пробел. В 1956 году выпускникам Госкурсов «ИН-ЯЗ» постановлением правительства было дано право преподавания иностранных языков в школе. Курсы выполняли роль института. Велось преподавание теоретических языковых дисциплин. Всего за несколько послевоенных лет количество учащихся на курсах возросло до 20 тысяч человек.

В 60-е – новая ситуация: наша страна активно развивает внешнеэкономические связи. Начинается строительство совместных предприятий. На следующий социальный заказ государства Центральные курсы «ИН-ЯЗ» ответили созданием еще двух учебных отделений – итальянского и испанского языков. Тогда же с учетом новых требований времени издаются усовершенствованные учебные пособия со звуковыми приложениями. Для жителей Москвы и Подмосковья организуются очные учебные занятия.

На курсы «ИН-ЯЗ» в те годы стремились поступить специалисты со всей страны, включая жителей Прибалтики, Закавказских республик, Украины, Белоруссии и т.д. выпускники присылали письма с благодарностями за полученные знания, которые помогали им получить более квалифицированную работу или полностью изменить свою профессию. Это доказывало высокую эффективность наработанных преподавателями методик. Предлагаемая система обучения не только давала возможность овладевать многочисленными тонкостями иностранного языка, но и учила самостоятельно работать с книгой, учебными пособиями и звукозаписями.

«В соответствии с лицензией, сегодня курсы являются государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, — рассказывает директор Наталья Александровна Уткина, — наш учредитель Министерство образования РФ. Главной целью курсов при их создании было предоставить людям возможность хорошего владения иностранным языком, и сегодня эта образовательная услуга вновь приобретает особенную актуальность».

Действительно, несмотря на, казалось бы, огромное число конкурентов, предлагающих краткосрочные программы обучения, популярность курсов с каждым годом возрастает. «Наши выпускники рассказывают о нас своим знакомым, родственникам, друзьям», — говорит директор – и мы очень гордимся этим. Уже сложилась хорошая тенденция учиться на Госкурсах целыми семьями и поколениями».

Однако попасть в число учащихся этого учебного заведения – все-таки не легкая задача. В отличие от различных частных компаний, нередко в первую очередь решающих коммерческие задачи, Государственные курсы «ИН-ЯЗ» не стремятся к постоянному наращиванию  количества слушателей. Преподаватели ставят перед собой именно образовательную цель – качественное обучение учащихся. За два года обучения слушатели проходят три главных этапа освоения любого языка. Наталья Александровна представляет этот процесс очень наглядно: «Грамматика – это скелет, база, на которой держится вся лексика. Лексика – тело, а фонетика – внешний вид. Все эти части такого сложного организма, как язык, неразделимы». Краткосрочные программы обучения, по мнению Натальи Уткиной, не способны обеспечить слушателям настоящее владение языком. В лучшем случае при помощи специальных технологий студенты таких курсов быстро осваивают лишь определенный набор фраз и слов, имеющий весьма ограниченную сферу применения.

Лексика любого языка постоянно развивается. Чтобы выпускники могли общаться на современном иностранном языке, наряду с собственными учебными пособиями в учебном процессе широко используются различные зарубежные учебники. Кроме того, курсы сегодня оснащены всеми необходимыми техническими средствами, видео- и аудиоматериалом. И все-таки главной ценностью государственных курсов «ИН-ЯЗ» по-прежнему остаются их преподаватели. «Чтобы свободно владеть иностранным языком, надо иметь желание постоянно в нем совершенствоваться. У наших преподавателей особый талант, пробуждающий в слушателях эту важную потребность», — отмечает Наталья Александровна.

С начала 90-х Госкурсы «ИН-ЯЗ» осуществляют в основном очную подготовку учащихся. На отделениях английского, немецкого, французского, итальянского, испанского языков занимается 100 групп слушателей. В последнее время обычной практикой на курсах становится изучение второго, третьего, а иногда и всех пяти иностранных языков.

После того как учащиеся приобретают хорошие базовые знания, многое из них продолжают обучение на бизнес-курсе. Это требование уже нынешнего дня. Для специалистов, даже работающих в отечественных фирмах, владение деловым английским сегодня стало главным условием осуществления профессиональной деятельности. Очень важно, что преподаватели, ведущие бизнес-курс, сами имеют богатый опыт делового общения с партнерами из различных европейских стран, полученный в процессе реализации совместных международных проектов. Слушатели с их помощью не только осваивают деловую лексику и учатся применять ее на практике, но и приобретают массу полезных знаний, касающихся делового этикета: учатся, как провести презентацию продукта или услуги, как вести переговоры, как организовать деловую поездку, как вести деловую беседу по телефону и многое другое.

Все долгие годы своего существования государственные курсы «ИН-ЯЗ» отличались высоким качеством преподавания. Дух новаторства и постоянного творческого поиска, соответствие требованиям времени – традиционные ценности, передающиеся от одного поколения преподавателей другому.

Галина ГЕРАСИМОВА